fbpx
В первом квартале текущего года сертификат ЭЦП продлили более 50 000 раз

В первом квартале текущего года сертификат ЭЦП продлили более 50 000 раз

В Беларуси с развитием электронных сервисов растет и потребность в средствах электронной цифровой подписи (ЭЦП), которые широко используются в системах электронного документооборота, для подачи налоговых деклараций, статистической и иной отчетности в электронном виде, а также позволяют получить доступ к максимально широкому спектру электронных услуг и административных процедур.

Справочно: ЭЦП является аналогом собственноручной подписи в цифровом мире и позволяет совершать юридически значимые действия дистанционно. Начиная с 1 июля 2014 года в Беларуси издано более 2 000 000 сертификатов открытых ключей проверки ЭЦП, ежедневно их количество увеличивается в среднем на 1500 единиц. В Беларуси создана сеть из 44 точек оказания услуг на базе 12 регистрационных центров, где оказывают весь спектр услуг по регистрации пользователей, выпуску сертификатов открытых ключей, выдаче средств ЭЦП во всех областных, а также крупных районных центрах.

В первом квартале текущего года сертификат ЭЦП продлили более 50 000 владельцев. Из них только 3 300 воспользовались электронными сервисами по дистанционному изданию сертификатов ЭЦП без посещения регистрационного центра.

Продлить сертификат ЭЦП удаленно позволяют сервисы на едином портале электронных услуг (portal.gov.by). Их суть в том, что владелец ЭЦП, срок действия которой скоро истекает, может продлить сертификат ЭЦП онлайн не выходя из дома или офиса без предварительной записи и посещения регистрационного центра.

Алгоритм получения электронных услуг по продлению сертификата ЭЦП простой.

Для граждан и индивидуальных предпринимателей

 Гражданин или индивидуальный предприниматель может воспользоваться услугой 6.0.00 «Дистанционное издание сертификата индивидуального предпринимателя (физического лица) с использованием действующего сертификата». Получив на электронную почту уведомление, что срок действия сертификата ЭЦП истекает, владельцу необходимо:

  • зайти в свой личный кабинет на portal.gov.by с использованием действующего сертификата ЭЦП;
  • в личном кабинете выбрать электронную услугу 0.00;
  • ознакомиться и подтвердить свое согласие с Пользовательским соглашением и Публичным договором;
  • создать файл запроса в соответствии с Инструкцией;
  • импортировать созданный файл запроса и указать свои контактные данные;
  • выбрать способ оплаты и оплатить услугу.

После подтверждения факта совершения оплаты система в автоматическом режиме издаст сертификат и сохранит его в хранилище сертификатов. В личном кабинете отобразятся реквизиты доступа к облачному хранилищу. Также данные реквизиты будут направлены по указанным владельцем контактным данным.

 Для юридических лиц

 Для юридических лиц получение сервиса по дистанционному изданию сертификата ЭЦП двухфакторное. Сперва сотруднику организации необходимо:

  • зайти в свой личный кабинет на portal.gov.by с использованием действующего сертификата;
  • в личном кабинете выбрать электронную услугу 6.0.01 «Дистанционное издание сертификата юридического лица с использованием действующего сертификата (Сотрудник)»;
  • ознакомиться и подтвердить свое согласие с Пользовательским соглашением и Публичным договором;
  • создать файл запроса в соответствии с Инструкцией;
  • импортировать созданный файл запроса и указать свои контактные данные;
  • уведомить руководителя своей организации о необходимости подтвердить запрос на едином портале электронных услуг (путем выбора услуги 6.0.02 «Дистанционное издание сертификата юридического лица с использованием действующего сертификата (Руководитель)) и оплатить услугу.

Затем руководитель организации уже в своем личном кабинете на portal.gov.by выбирает услугу 6.0.02, подтверждает запросы работников и оплачивает услугу через платежный сервис Assist, ЕРИП или клиент-банк.

После этого сертификат ЭЦП хранится в облачном хранилище, ссылка для входа в которое, а также логин, пароль и инструкции придут пользователю в личный кабинет, на e-mail и в SMS-сообщении.

Наличие сертификата ЭЦП дает возможность доступа к электронным услугам и административным процедурам, реализованным на едином портале электронных услуг. Сегодня их на портале более 560, и большинство из них доступны для заказа именно со строгой аутентификацией (с использованием личного сертификата ЭЦП, в том числе на ID-карте). Если в 2022 году через портал было оказано чуть более 76 млн услуг, то за 2023 год — около 128 млн. В текущем году ежемесячное количество оказываемых услуг — 11,5 млн.